Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автомобиль служит экспертиза ДТП, которую в различных случаях граждане зачастую по разному называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из данных названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и верным названием, но про это позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое название более 7 лет тому назад, основная масса юристов, следователей, адвокатов, судей по прежнему продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, без уточнения конкретного вида экспертизы.

В результате столь общего и абстрактного определения данного исследования, в практике часто появляются ситуации, когда в адрес какого-нибудь экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы дела, где требуются познания эксперта по исследованию ДТП (дорожных знаков, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги).

Возникает ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без исполнения, в результате чего установленные сроки дела не выдерживаются в следствии элементарной неграмотности участников следственного процесса.

Цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние покрытия проезжей части, обочин;

• состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) должного восприятия водителем дорожной ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспортных средств и прочих объектов на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения автомобиля и иных объектов по полотну автодороги;

Выявление обстоятельств, связанных с обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: неправильная разметка дорожного покрытия, неблагоустроенность дороги, отсутствие нужных дорожных знаков, ошибочное расположение дорожных знаков и прочие негативные условия дорожной обстановки.

Для судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить материалы административного, уголовного, гражданского дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полное изучение всего имеющегося комплекса информации о ДТП.